:: ::

Методический портал






Лабович Елена Станиславовна,

методист УО «Гродненский государственный

областной Дворец творчества детей и молодежи

       

         Дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь представляет собой особую сферу общественной жизни и системы образования, где тесным образом соединены интересы личности, общества и государства.

        Сегодня семья испытывает трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее объективно остается ведущим социальным институтом в формировании ценностей и установок личности, подготовки её к жизни в обществе и выбору профессии. В связи с этим одной из задач дополнительного образования детей и молодежи является оказание эффективной помощи семье в вопросах успешной социализации и адаптации детей и подростков в постоянно изменяющихся социально-экономических  условиях современного  мира.

         Реализация модели взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования представляет собой совокупность образовательных и досуговых мероприятий, отвечающих интересам и потребностям, как учащихся, так и их родителей, направленных на самореализацию и достижение определенного уровня развития и адаптации в социальной среде.                                                                                                                                                                           

        Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей.  Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе, так как отношения между учащимися, родителями и педагогами  построены на основе свободы выбора. Именно поэтому большое значение в современных условиях образования придается выбору актуальных форм работы с родителями.

        Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, вся работа педагогов дополнительного образования в объединениях по интересам строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

         Взаимодействие педагогов и родителей Гродненского региона в системе дополнительного образования позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей, а также обеспечить необходимые глубинные связи между  взрослыми в контексте развития личности ребенка:

- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;

- обогащение опыта детей и родителей по проведению совместного семейного досуга;

- сотрудничество с заинтересованными организациями и учреждениями, включенными в процесс повышения качества семейного досуга и формирования здорового образа жизни среди детей и родителей через поиск и внедрение инновационных форм и методов работы в направлении «педагоги-родители-дети»;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей;

- укрепление психического здоровья детей и родителей, ориентирование на здоровый образ жизни.                                          

     Семья и Центры  дополняют друг друга, создают условия для образования и творческого развития детей разного возраста. С родителями выстраиваются партнёрские отношения. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи нашли применение такие формы взаимодействия с семьей как праздники  с участием родителей с целью активного включения их в жизнь ребенка. Родительская общественность привлекается и как участники, и как соорганизаторы праздников. Их присутствие особенно важно для детей младшего школьного возраста, так как позволяет создать для ребенка атмосферу эмоционального комфорта и уюта.  

         В условиях дополнительного образования налажено тесное сотрудничество с родителями детей с особенностями развития. Так, с целью развития творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через атмосферу праздника организовывается областной фестиваль «Мир моих увлечений», в котором принимают участие ребята с особенностями психофизического развития, посещающие учреждения дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области в возрасте от 6 до 17 лет. Участники презентуют свои авторские работы декоративно-прикладного творчества, хореографические и вокальные номера, рассказывают о своих увлечениях.

       Конкурсные программы с участием родителей также представляют собой действенную форму взаимодействия, дают возможность побыть со своим ребенком посредством включения совместной деятельности.

       Областной Дворец творчества детей и молодежи является организатором конкурсов по работе с семьей (например, литературный конкурс «Семья. Да будет почитаема всеми!», онлайн-фестиваль «Семья в 21 веке» и др.).

 

        С целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи проводятся выставки.  Например, семейная выставка работ декоративно-прикладного творчества «Из бабушкиного сундука». Экспонатами выставки являются предметы быта, изготовленные своими руками в настоящее время, а также вещи, сделанные раньше и хранящиеся в семье. Задача выставки – воспитание любви и уважения к национальной культуре.

       Мастерская для родителей представляет собой своего рода мастер-класс, организуемым педагогом, возможно с участием детей.

       Информационно-просветительский стенд представляет собой памятку, в которой представлена различная информация по вопросам воспитания и развития ребенка, о проведении мероприятий, сведения о достижениях учащихся объединений по интересам, поздравления.

         Родительское клубное объединение предполагает возможность узнать как можно больше о родителях воспитанников, раскрыть их творческий потенциал. Приглашаются специалисты различных направлений. Так, например, налажено сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних, Православной Церковью, с центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

       Буклет – информационное издание, где в лаконичной форме представлены основные направления деятельности и достижения творческого объединения. Содержание буклета определяется задачами его издания: помощь родителям и детям в выборе коллектива, представление итогов творческой деятельности коллектива или отдельных учащихся, информация о конкретном мероприятии и т.д.

        С целью сотрудничества УДОДМ Гродненской области и семьи в вопросах воспитания детей, организации содержательного досуга как основы нравственного воспитания подрастающего поколения проходил областной конкурс буклетов «Семейная гостиная». Буклеты разнообразны по содержанию, отражают различные формы работы с семьей в системе дополнительного образования. 

     Основной целью открытого учебного занятия является укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей и подростков, степень их включенности в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. После открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

       Учреждения дополнительного образования и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит  эффективность процесса воспитания, духовно-нравственное становление личности ребенка, его творческий и профессиональный рост.

  

Литература

1.        Катович, Н.К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева // Выхаванне 1 дадатковая адукацыя. - 2011. - №3. - С.13-18.

2.        Румова, В.Н. Механизм развития внешкольного учреждения как открытой социально-воспитательной системы / В.Н. Румова, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. - 2007. - №3. - С.40-42.

3.        Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск.: Беларуская навука, 1998. - 319 с.


Национальным центром художественного творчества детей и молодежи  с июня по декабрь 2018 года проводился  республиканский конкурс программ и проектов «Лучшие практики партнерства и взаимодействия с семьей».     Все работы   Гродненской области (18  проектов) получили дипломы Министерства образования Республики Беларусь и Национального центра художественного творчества детей и молодежи. 

        Конкурс проводился в целях стимулирования творческой активности педагогических работников, обобщения и развития опыта работы по повышению родительской компетентности  как важного фактора  в решении образовательных задач и создания единого воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей и подростков, привлечения родителей к активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в образовании и творческом саморазвитии.

        

        По результатам работы жюри определены победители

Номинация "Лучший комплексный проект (программа) учреждения дополнительного образования детей и молодежи по созданию системы взаимодействия с семьей"

Диплом 1 степени Министерства образования Республики Беларусь:

Финогенова А.В., заместитель директора по учебно-методической работе, Адамович Т.А., художественный руководитель образцового фольклорного коллектива “Васілёчкі” ГУО «Гродненский РЦТДМ» .  

 

Диплом 2 степени Министерства образования Республики Беларусь:

 Бакланская З.П., заведующий организационно-массовым отделом ГУО  «Мостовский РЦТДМ»;

 Жилевич А.А. , заместитель директора ГУО «Лидский РЦТДМ».

 

Дипломом Национального центра художественного творчества детей и молодежи награждаются:

 Ягодинская Т.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Слонимский РЦТДМ»;

Песняк О.В., педагог-организатор ГУО «Центр творчества детей и молодежи г.Свислочь»;

Ксенз О.В., заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО «Центр творчества детей и молодежи «Прамень» г.Гродно»;

Бурдук В.И., заместитель директора по учебно-методической работе, Абдулина  Н.З. методист ГУО «Ошмянский ЦТДМ»;

Крынская С.В., заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО «Новогрудский РЦТДМ»;

Стефанович О.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Мартинкевич С.В., методист ГУО «Островецкий ЦТДМ»;

Бильмон Н.В., заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО «Ивьевский РЦТДМ»;

Ненартович А.М., методист ГУО «Вороновский ЦТДМ».

 

 

Номинация

«Лучший проект (программа) по внедрению современных технологий в работу с родителями учащихся (объединения по интересам, группы учащихся)».

   

Диплом 1 степени Министерства образования Республики Беларусь:

         Балыш С.З., заместитель директора по учебно-методической работе ГУО Сморгонский РЦТДМ»;

         Полубок Елена Ивановна, культорганизатор «ЦТДМ «Спектр» г.Гродно».

  

Диплом 2 степени Министерства образования Республики Беларусь:

                Солонович В.В., педагог дополнительного образования ГУО «Мостовский ЦТДМ».

 

Диплом 3 степени Министерства образования Республики Беларусь:

Яровская Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО Сморгонский РЦТДМ».

 

 

Дипломом Национального центра художественного творчества детей и молодежи награждаются:

Веретило С.Е., педагог дополнительного образования ГУО «Лидский РЦТДМ»;

Губаева М.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Красносельский РЦТДМ»;

Авижец А.Н., педагог дополнительного образования, Крынская С.В., заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО «Новогрудский РЦТДМ».




Соседние подразделы:
Нормативно-правовые документы
Банк данных
Оздоровительная кампания
Подразделы: Документы лагеря (9).
ЛЕТО 2019

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ДИРЕКТОР

Осмоловская

Татьяна Витальевна

каб. 311,
тел. 68 - 86 - 13

ВКОНТАКТЕ