:: ::

Информационно-просвятительская страница для родителей



Все чаще мы наблюдаем вокруг себя различные виды рискованного поведения, а значит, и действия, несущие риск негативных последствий, как для здоровья отдельных людей, так и для социальной среды. Эта проблема наиболее характерна не только для возрастной группы 14-18 лет, но и для детей помладше. 

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания.

Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствамтоксикоманиинаркоманииалкоголизму.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы.

 Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи.В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи.Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки.Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность.Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы.Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Творчество – это не только удовольствие, но еще и полная свобода для фантазии, деятельности и самовыражений. В нем нет правил и законов.

Творчество обладает особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях уделяется не конечному результату, а самому процессу. Творческие занятия приобщают ребенка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способам познания мира. В процессе творческой деятельности ребенку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается его интеллект. Занятия  творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогает познать мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придется по душе и поможет развиваться не только физически, но и эмоционально. Занятия различными видами творчества развивают у ребенка любознательность и кругозор. Творчество прекрасный и эффективный способ для ребенка выразить свои эмоции, переживания и чувства. Ребенок становиться более внимательным к деталям, учиться из всего потока зрительной информации выбрать главные и второстепенные вещи. Множеством исследований доказано, что развитее творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

Мир детей уникален. Детское творчество безгранично и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребенку  в его творчестве, мы создаем будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя.

Занимаясь творчеством, ребенок становиться «творцом мира». Он создает свой мир.


       Летние каникулы – самая яркая пора у учащихся. Детям необходима смена деятельности и впечатлений. Именно от родителей зависит, насколько эффективным и полезным будет отдых в каникулярный период.

      Лето – время путешествий. Идея путешествия открывает возможности эффективного сочетания познавательной, творческой, игровой, коммуникативной деятельности, что, в свою очередь, благотворно влияет на укрепление физического, интеллектуального и эмоционального здоровья детей в период летних каникул. Следует помнить, что, выезжая за город, или путешествуя по миру, следует обсуждать полученные впечатления.

    Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится. Если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Постарайтесь найти другую экскурсию, которая интересна и вашему чаду. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем. Ведь ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

    Длительные прогулки со своим ребенком во дворе или парке можно превратить в занимательные и увлекательные игры, в которые родители могут вступить в качестве «настоящего волшебника», и детскому восторгу и восхищению не будет предела. А во время этих «игр» ребенку можно объяснить многие вещи не научным языком, а житейским, и эффект от сделанного, услышанного или увиденного будет намного больше. Игры с песком и водой для взрослых не представляют интереса, а вот для ребенка это большой опыт и «житейское» познание.

     Всеми силами отвлекайте своих детей от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка,  и от того, как он отдохнет, зависит  состояние его здоровье на следующий учебный год.

     Старайтесь соблюдать режим дня. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Если вы до сих пор не занимались закаливанием своего ребенка или прекратили заниматься им из-за частых болезней, то начать закаливать детей летом – это самый лучший вариант.  Летом «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Следите за питанием ребенка.

 

     Лето – время развлечений. Вашему вниманию предлагаются некоторые способы, как занять детей в летний период:

- сходите в интересный музей;

- сделайте игрушки своими руками;

- испеките печенье;

- сыграйте в настольные игры;

- сочините вместе рассказ, сказку;

- создайте домашнюю газету, журнал;

- сделайте гигантские мыльные пузыри;

- устройте пикник;

- постройте замок из песка;

- покатайтесь на велосипедах;

- займитесь охотой на мусор;

- сходите в библиотеку и выберите вместе какую-нибудь книгу;

- сходите на бесплатный мастер-класс. Их много в парках, музеях, библиотеках;

- напишите письма своим родственникам, друзьям и отправьте их по почте;

- соберите старые вещи и передайте их в благотворительный фонд;

- сделайте вместе домашнюю пиццу;

- порисуйте пальчиковыми красками.

       Помните:

Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно! Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо! Многочасовое купание – плохо!

    Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья.







Уважаемые родители!

        Водные развлечения популярны как у взрослых, так и у детей. Но, к сожалению, вода может доставить не только удовольствия, но и привести к трагическим последствиям, беде. Поэтому, прежде чем отправиться к водоему, познакомьтесь с правилами безопасности на воде:

- дети должны купаться под присмотром родителей. Ни в коем случае нельзя купаться в местах, возле которых размещены щиты с надписью «Купаться строго запрещено!»;

- обратите внимание, чтобы дно водоема было чистым и неглубоким, без коряг, водорослей и ила;

- проверьте, нет ли на берегу битого стекла, острых камней и других  опасных предметов;

- входите в воду с ребенком постепенно, резкое погружение может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги;

- пресекайте шалости детей на воде;

- не допускайте переохлаждения ребенка, чередуйте игры на берегу с купанием;

- объясните ребенку, что нельзя плавать на досках, надувных матрасах, автомобильных камерах и иных предметах;

- нельзя заплывать за буйки;

- расскажите об опасности игр на воде: нельзя хватать за ноги, подавать ложные сигналы о помощи;

- нельзя спонтанно нырять и хватать кого-то за ноги в воде – перепуганный человек может случайно нанести травму ныряющему шутнику;

- нельзя прыгать в воду с неприспособленных для этого возвышений;

- объясните ребенку, что если кто-то тонет, нужно вызывать спасателей  по телефону 101 или 112.

     Если вы не можете быть рядом с ребенком на водоеме, договоритесь с родными (близкими, знакомыми, соседями), чтобы они присмотрели за ним во время купания. Взрослые всегда должны помнить, что они являются примером для своих  детей.


       Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей  и других членов семьи. Причем утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

       Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т.е. применения к нему мер физического и (или) психологического  воздействия.   

        Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трех категорий проблем, связанных с тем, что ребенок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:

 - поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами; неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;

- когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;

- проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.

       Насилие в семье часто скрывается. Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом.

       Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

        Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребенка делится на четыре основные категории:

- он понимает, что происходит насилие;

- он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

- он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

- он переживает последствия акта насилия.

        Подростки, подвергшиеся насилию, часто совершают побеги из дома. Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); страх перед родителями; частые опоздания или пропуски занятий; ранний приход в учреждение образования и поздний уход домой; чрезмерное послушание; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; саморазрушающее поведение; необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут) и др.

     Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т.к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребенка:

- беспокойность или тревожность;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- малое число друзей или их отсутствие;

- низкая самооценка.

       Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.

        Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявление низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе; социальная беспомощность; отсутствие интереса к играм.

        Поэтому, уважаемые взрослые, давайте внимательно относиться к нашим детям!

Закон



Уважаемые родители!

      Здоровье  Вашего ребенка является важнейшей ценностью, и наша общая задача – сохранить и укрепить его. ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

       Детское любопытство безгранично, дети  хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма. Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.  Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей,  в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

 

Золотые правила здорового образа жизни:

- новый день начинайте с улыбки и  утренней разминки;

- соблюдайте режим дня;

- помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;

- личный пример по здоровому образу жизни – лучше хорошей морали;

- помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;

- лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее  развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

 

     Дорогие взрослые!  Вашему ребенку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребенок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создает благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

       Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических,  индивидуальных особенностей ребенка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону.

      Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения учащихся. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. 

 

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

  Родители совместно с детьми могут:

- в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, санках, совершать прогулки в ближайший лес, парк;

- в весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на дачу, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми;

 - в летнее время – загорать, плавать,  играть;

- устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывает желание малышей  умываться и мыть руки с мылом; произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит; стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.).

      Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом  стали неотъемлемой частью совместного досуга.


Сегодня компьютеры активно вошли в жизнь не только взрослых, но и детей. Поэтому многие родители задаются вопросом: «Стоит ли использовать персональный компьютер в жизни  ребенка  или строго-настрого запретить?»

      Однако, хотим мы того или нет, виртуальная среда в нашей жизни есть, и никуда от этого не деться.

        Плюсы компьютера для ребенка:

- Техническая грамотность. Дети становятся технически грамотными, обучаются пользоваться техникой, работать с принтером, сканером – это обязательно пригодится  им  в будущем.

- Образованность. Подросток может найти нужную ему информацию в интернете, выполнять домашнее задание, смотреть обучающие видеоролики, осваивать интересные  программы.

- Просвещенность. Можно искать ответы в интернете на интересующие  вопросы.

- Компьютер способствует развитию у детей воображения, фантазии, творческих способностей. Для большинства детей  он ассоциируется с играми. Так как покупка игры напрямую зависит от вас, родители, никто не мешает вместо бесполезной «стрелялки» купить интересную, обучающую игру.       

- Возможность онлайн обучения, не выходя из дома.

- Благодаря современным гаджетам, родители  могут контролировать местонахождения  своего чада.

- Коммуникабельность. Дети могут переписываться с друзьями, одноклассниками, обмениваться информацией.

- Компьютер расширяет кругозор детей.

         Поэтому давать пользоваться современными гаджетами детям можно и нужно, но дозировано и под контролем взрослого.

        Уважаемые родители, помните:

- дети от 3 до 6 лет должны быть за монитором  до 15-30 мин. в день;

- позаботьтесь о том, чтобы было правильное кресло у ребенка, хорошее освещение в комнате;

- следите за тем, чтобы расстояние от глаз до экрана было не меньше 50-60 см.;

- заставляйте детей каждые 15 минут нахождения за монитором делать небольшую разминку с полным выходом из-за стола.

        Не стоит упускать из виду и такой фактор, как обоюдное доверие. Для того, чтобы сделать безопасным интернет для своих детей, родители должны установить доверительные отношения с детьми во всех вопросах, касающихся посещения интернета.

       Научите вашего ребёнка:

- пользоваться поисковыми программами, чтобы находить нужную информацию;

- «уходить» от общения с чрезмерно назойливыми виртуальными «приятелями»;

-  правильно оценивать полезность сайтов;

-  давать минимальную информацию о себе при регистрации на сайтах;

- сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с посещением интернета. Оставайтесь спокойными и напоминайте детям, что они в безопасности, если будут рассказывать вам о своих переживаниях.


В современном мире экономическое воспитание воспринимается как одно из важнейших направлений формирования личности человека, значимая часть его гуманитарного  образования.

          Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

     Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьного экономического  воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

           Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиваться гармоничного единства экономического поведения в общественной и личной жизни родителей. Вот некоторые принципы «финансового воспитания»:

- соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя его ругать за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 – опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой);

- всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не так сама вещь, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние  на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки и получить иной взгляд со стороны;

- четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых влияний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком;

- повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык – новый опыт прибавляет уверенности. Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок;

- познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали. Все это ведет к рефлексии;

- радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется. (Это хороший тест для родителей – кого же мы вырастили?);

- возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.);

- знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д.

     Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о  необходимости планомерного экономического воспитания детей.








































Соседние подразделы:
Для учащихся
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ДИРЕКТОР

Осмоловская

Татьяна Витальевна

каб. 311,
тел. 68 - 86 - 13